• Russian
  • English (UK)
  • Chinese (CN)

Часы специального назначения

for real man

Космонавигатор

Часы Космонавигатор авторства В.А.Джанибекова
Часы Космонавигатор

Часы Космонавигатор 2 авторства В.А.Джанибекова
Второй выпуск Космонавигатора

Технические детали «Космонавигатора»

Механизм

Изготовлен по специальному заказу Чистопольским часовым заводом "Восток"
Прецизионный калибра 2423
С ручным заводом, 24-часовая шкала
Запас хода не менее 38 часов
Функции: часы, минуты, секунды
Диаметр: 24 мм
Высота: 3,95 мм
Количество камней: 17
Частота: 19 800 полуколебаний/час
Противоударный баланс
Средний срок службы – 15 лет

Выбор механики обусловлен её большей, по сравнению c электроникой, надежностью в условиях космоса.

Корпус

Размер: 42*42*12 мм
Материал: нержавеющая сталь
Герметичность: 3 АТМ
Стекло: минеральное
Дополнительная головка для поворота навигацонного лимба

Детали:

Вес: 190 грамм
Гарантия 24 месяца
Поставляется вместе с патентованной авторской коробкой

Часы из второго выпуска лимитированной серии - Космонавигатор 2 можно приобрести в сети Русские часы

 

Автор: Владимир Александрович Джанибеков

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Родился 13 мая 1942 года в п. Искандар, Ташкентской области.

Владимир Александрович Джанибеков

1960 год - окончил Ташкентское суворовское училище; 
1961-1965 годы - Ейское высшее военное авиационное училище; 
1965-1970 годы - летчик-инструктор, старший летчик-инструктор Ейского ВВАУЛ;
освоил 13 типов самолетов, налет составил свыше 2000 часов; 
с 1970 года - Центр подготовки космонавтов: 
слушатель-космонавт, космонавт, командир группы отряда космонавтов, заместитель начальника и начальник Управления подготовки космонавтов.

В качестве командира экипажа выполнил пять космических полетов: 

  • с 10 по 16 января 1978 года на орбитальном комплексе "Союз-27" - "Салют-6" (О. Г. Макаров);
  • с 22 по 30 марта 1981 года на орбитальном комплексе "Союз-39" - "Салют-6" (Ж. Гуррагча);
  • с 24 июня по 2 июля 1982 года на орбитальном комплексе "СоюзТ-6" - "Салют-7" (А. С. Иванченков и Ж. Л. Кретьен);
  • с 17по 25 июля 1984 года на орбитальном комплексе "СоюзТ-12" - "Салют-7" (И. П. Волк и С. А. Савицкая)
  • с 6 июня по 26 сентября 1985 года на орбитальном комплексе "СоюзТ-13" - "Салют-7" (В. П. Савиных)

В ходе полетов пришлось преодолевать сложнейшие нештатные ситуации, в том числе стыковка с обесточенной и неуправляемой орбитальной станцией "Салют-7" и ее последующая "реанимация" при минусовых температурах в течении 113 дней.

Владеет английским языком. Имеет обширные личные контакты в NASA и ЕКА.

Большой опыт международного сотрудничества в космосе: 

  • Командир дублирующего экипажа по программе "Союз-Апполон";
  • Два полета по программе "Интеркосмос";
  • Принимал активное участие в разработке и осуществлении программы "Мир-Шаттл";
  • В качестве представителя ЦПК принимал активное участие в подготовке программы "Международная космическая станция".

Тема научных исследований - геоинформационные системы и экологический мониторинг Земли.

Звания: Дважды Герой Советского Союза, "Летчик-космонавт СССР", "Космонавт 1 класса". Награжден пятью орденами Ленина, орденами Дружбы и Красной звезды, восемью медалями. Присвоено также звание героя МНР, медаль "Золотая Звезда", орден Сухе-Батор, орден командора почетного легиона Франции, орден знамени Венгрии (с лавровым венком).

Почетный гражданин 10 городов мира.

На родине, в городе Ташкенте, сооружен бронзовый бюст.

 

Официальный сайт: джанибеков.рф

 

История создания часов «Космонавигатор»

Часы "Космонавигатор" предназначены для определения места на Земле, над которым в данное время летит космический экипаж, и оснащены 24-х часовым механизмом с навигационным лимбом. За одни сутки на круговой орбите с высотой 200 км космический корабль совершает 16 витков вокруг Земли, а отсюда получается период орбиты Т = 90 минут на один виток. За это время Земля поворачивается на определенный угол, и начало следующего витка приходится на новые координаты.

Первый виток определяется географическими координатами точки старта, и его положение на карте зависит от космодрома, с которого произведен запуск аппарата.      Последующие витки повторяют первый, со сменой номера над экватором: 1-2-3…14-15-16… и снова: 1-2-3… и т. д., образуя на плоской поверхности карты красивый узор траектории полета космического корабля.

Космонавигатор" рассчитан на орбиты, плоскость которых наклонена к плоскости земного экватора под углом 51 градус, т.е. рабочие орбиты космических станций "Салют", "МИР", ныне действующей МКС, кораблей серии "Союз".

Точность навигации зависит от периода орбиты. С подъемом высоты длительность витка возрастает, поэтому предусмотрена возможность несложной, но регулярной коррекции положения сектора лимба относительно часовой стрелки.


История создания:

Рассказывает В.А. Джанибеков, дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР:
«Сентябрь 1985 года. Станция «Салют – 7». В Москве полночь. Значит, и у нас тоже. Ремонт. Ледниковый период. Всемирный Потоп на станции уже позади. Виктор Савиных напротив в спальном мешке уютно устроился ночевать. Идут «глухие» витки, без связи с Центром.

- «И где же мы летим?», - спрашиваю почти сквозь сон.
- «Над облаками, вестимо» …

Засыпая, лениво размышляю: хорошо бы иметь вот такие часы, как на центральном пульте, с глобусом. Или с картой на циферблате. Но чтобы на руке … и не надо расстегивать и выглядывать из теплого мешка … и потом опять вползать с мыслью о том, что да, действительно мы над облаками, а под облаками вода Атлантического Океана … все верно, где облака, там и вода. И почему планета Земля, а не Вода?.. Так родилась идея «КОСМОНАВИГАТОРА».

Осуществить проект удалось спустя 18 лет с практической помощью моего старого друга Гранкина Павла Петровича, офицера запаса, ныне возглавляющего часовую фирму «Верный Ход». Финансирование обеспечил Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры Российского Авиационно – Космического Агентства.»

 

«Космонавигатор» принес компании диплом победителя конкурса "Русский дизайн - 2003" в номинации "Часы будущего".

Часы выпущены ограниченным тиражем в 350 экземпляров.

 


Стенд на выставке в Базеле

На "Московском Часовом Салоне 2004"


 

Сообщения в прессе о часах «Космонавигатор»

О часах на сайте заказчика (больше не доступно)
Статья в Известиях (больше не доступно)
Интервью Владимира Александровича Джанибекова газете "За рулем" (приведено далее) 

Сообщение ИТАР-ТАСС 29.03.05:

Одиннадцатая экспедиция на МКС возьмет в полет часы-космонавигатор, разработанные космонавтом Владимиром Джанибековым

Российско-американский экипаж 11-й экспедиции на МКС возьмет в полет специальные орбитальные часы-космонавигатор, разработанные летчиком-космонавтом Владимиром Джанибековым. Глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов сегодня вручил часы Сергею Крикалеву и астронавту НАСА Джону Филлипсу, а также европейскому астронавту Роберто Виттори, летящему на МКС миссией посещения. `По этому наручному прибору космонавты в любой момент смогут определить, над какой точкой Земли они находятся`, - сказал корр.ИТАР-ТАСС автор изобретения, который сам пять раз летал в космос и провел на орбите в общей сложности 145 суток.
Принцип работы прибора прост и оригинален. Циферблат часов с 24-часовой шкалой разбит на 16 секторов по количеству витков, которые делает станция за сутки вокруг Земли, пояснил Джанибеков. `Взяв за основу карту Центра управления полетами с сеткой витков, я отметил разными цветами все континенты и океаны и перенес разметку на циферблат`, - сказал он.
Россия со странами СНГ и Европа помечены красным цветом, Азия - желтым, Африка - черным, Австралия - зеленым, Южная Америка - оранжевым, Северная - темно-синим. Океанские просторы окрашены голубым. По словам Джанибекова, космонавигатор выполнен по заказу российского космического ведомства на одном из отечественных часовых заводов.`Часы механические и требуют подзавода каждые сутки, но в дальнейшем мы планируем усовершенствовать конструкцию и сделать их электронными`, - сказал изобретатель. Хотя, по опыту космических полетов, электронные приборы в космосе иногда отказывают, отметил он.
Для экипажа также были специально заказаны в Швейцарии часы `Фортис` - официальные хронографы космонавтов. `Это единичные экземпляры, выпущенные только для 11-й экспедиции и миссии посещения`, - отметили в Роскосмосе. А для командира МКС-11 Крикалева швейцарские часовщики сделали эксклюзивный вариант в титановом корпусе. В комплекты также входят два ремешка и специальные небольшие отвертки для подзавода часов.
Старт пилотируемого `Союза` с тремя космонавтами на борту назначен на 15 апреля.
Корр.ИТАР-ТАСС Елена Зубцова


Другие ссылки

Раздел сайта www.netgrafik.ch, посвященный часовой выставки в Базеле.
Фотография стенда, размещенная на вышеуказанной странице. 
Великолепные фотографии «Космонавигатора» от Phila - автора сайта www.netgrafik.ch

 

 

"Новое время Владимира Джанибекова"

Статья в журнале "За рулем" №8 апрель 2007 г.

 

Часы от космонавта Владимира Джанибекова? Именно так - читатели, участвующие в наших конкурсах, имеют шанс выиграть этот коллекционный прибор для измерения времени. Причем не только времени: разносторонние знания и увлечения Владимира Джанибекова позволили взглянуть на наручные часы с совершенно иной стороны. О том, что это за часы и для чего они предназначены, нам рассказал сам легендарный космонавт.

 

ГЗР: Владимир Александрович, расскажите, как пришла идея создания часов «Космонавигатор».

 

В.А.: Если посмотреть на проекцию траектории космического аппарата, летающего над Землей, она похожа на синусоиду, и каждый следующий виток смещен относительно предыдущего. Период обращения космического аппарата, то есть время, за которое он совершает оборот вокруг нашей планеты, примерно 90 минут. Исходя из этих данных и зная начальное время, можно рассчитать, над какой частью Земли в какой момент времени находится космический аппарат. Идея этих часов состоит в том, чтобы, взглянув на циферблат, можно было бы сразу определить, где сейчас космический корабль. Для этого я придумал специальный лимб, сектора которого окрашены в разные цвета, обозначающие континенты: Европа и Россия - красный, Азия — желтый, Африка — черный, Австралия и Новая Зеландия - зеленый, Северная Америка - синий, Южная - оранжевый, а океаны и моря, естественно, голубые. Лимб можно выставить, зная начальные условия, и потом, в процессе полета, следить за местоположением.

 

ГЗР: Но ведь период обращения зависит от высоты полета?

 

В.А.: Конечно, и «Космонавигатор» по этой причине имеет определенную погрешность. Мы вручаем экипажам космических кораблей такие часы перед полетом, но это скорее сувенир, который космонавты потом, например, дарят своим знакомым. Тем не менее их семьи вполне могут по этим часам следить, где они сейчас летят, да и в Центре управления полетами персонал может пользоваться часами, так сказать, в первом приближении. Есть мысли создать более точный прибор, который можно было бы регулировать в зависимости от периода обращения, и он бы работал очень точно. Но это нелегкая задача для часовщиков, получается сложный и дорогой механизм, и такие вещи стоит делать уже под конкретного заказчика, который все это оплатит.

 

ГЗР: Стоит ли тогда овчинка выделки, ведь электроника с такими расчетами справляется элементарно?

 

В.А.: Конечно, но только не в космосе. Дело в том, что космический аппарат постоянно пронизывают частицы с высокой энергией. Если такая частица пролетает сквозь микросхему,то выводит ее из строя. В одном из полетов у нас с напарником были электронные часы, у меня советские, у него японские, они тогда еще только появились. И те и другие через месяц перестали работать. Да и батарейки из-за воздействия этих частиц быстро разряжаются, больше месяца не выдерживают, а запасные, как вы понимаете, не возьмешь, потому что они за тот же месяц придут в негодность. На станции «Салют-7» был целый склад из умерших ноутбуков, их там лежало штук около тридцати. Поэтому на космических кораблях все на простых реле и механике, им частицы высокой энергии не страшны.

 

ГЗР:А космонавтам?

 

В.А.: Тоже, конечно, достается. Особенно неприятно, когда эта частица пролетает сквозь глаз. Ощущение такое, что вплотную к глазу, заметьте, открытому, сработала фотовспышка - после этого минимум полминуты ничего не видишь. Представьте себе, ложишься спать, а тут тебе несколько вспышек по глазам. И уже без таблетки не уснешь. Бывает, если частица особенно «удачно» пролетает сквозь головной мозг, стирается вся кратковременная память. То есть что было вчера, ты помнишь, а что ты делал сегодня — забыл напрочь. Поэтому надо все записывать, вести дневники, фиксируя происходящее.

 

ГЗР: Раз уж мы перешли к здоровью, расскажите и про часы «Биоритм».

 

В.А.: Давным-давно известно, что все органы человека живут по некоему ритму, сменяя активные и пассивные фазы. Это еще древняя китайская медицина установила. И, что интересно, даже если человек переезжает, например, из России в Америку и живет там много лет, его биоритм практически не смещается, ну максимум на один час. А вот что будет, если мы оторвемся от земных ритмов, сейчас ведь готовятся лунная и марсианская экспедиции? Этого никто не знает. Да и вообще, как использовать смену активности наших органов, как подстроить свой образ жизни под биоритм, пока не особенно понятно. На этот счет очень мало информации. Получается, что за несколько тысяч лет человечество не очень далеко продвинулось в этом вопросе. Наверное, и потому, что никто особенно над ним не задумывался. Вот и пришла мне в голову мысль сделать часы, которые бы указывали, какой орган когда у нас активен, а какой пассивен. Может быть, такой своего рода сувенир как раз и сподвигнет кого-нибудь всерьез заняться вопросом биоритмов человека, и будет от этого польза. Словом, получилась такая загадка, головоломка, повод к размышлению. Ну и часы, разумеется.

 

ГЗР: Владимир Александрович, не могу удержаться от вопроса на автомобильную тему: что думают космонавты, люди, быстрее которых никто в пространстве не перемещался, об автомобилях и дорогах?

 

В.А.: Вы знаете, я люблю повторять, что дорога не космос. В том смысле, что опасностей на ней, на мой взгляд, подстерегает даже больше. Я за свою жизнь сменил немало автомобилей, все отечественные, сейчас езжу на «Ниве». Конечно, есть к ним претензии по эргономике, комфорту. В прошлом году едва не получил в пробке тепловой удар. Хорошо, что всегда вожу с собой запас воды, это и спасло. Сейчас вот думаю поменять «Ниву» на иномарку, более комфортабельную. Подбираю себе небольшойвнедорожник: этот класс машин мне больше всего нравится своей универсальностью и удобством посадки-высадки, не нужно гнуться в три погибели. Что же касается опасностей, то у меня, например, за рулем автомобиля и за штурвалом самолета было, представьте себе, тринадцать аварий и происшествий. Об одной из них, когда КамАЗ расплющил мой «жигуленок» практически в лепешку, накрыв его своим прицепом, даже писал журнал «За рулем». А все полеты в космос прошли более-менее штатно. Так что хотел бы призвать всех участников движения относиться к безопасности на дороге очень серьезно и внимательно, дорога безалаберного и легкомысленного отношения не простит.

 

Беседовал Леонид КЛИМАНОВИЧ